Л. А.Малышева, заведующая ДОУ №47
Опыт организации процесса развития детей
в условиях воспитательных систем ДОУ.
Дошкольное образовательное учреждение № 47 - детский сад нового типа.
Своей главной задачей педагогический коллектив видит максимальное развитие личности каждого воспитанника и формирование ее готовности к дальнейшему развитию и самостоятельности.
Инструментом решения задачи явилась воспитательная система ДОУ как "Центр развития ребенка - детский сад".
Мы исходим из того, что учреждение, имеющее название "Центр развития", должно обеспечивать, во-первых, полноценное и целостное развитие детей, во-вторых, обеспечивать обогащенное физическое, познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие детей..
Эффективное решение данных задач возможно только через организацию личностно-ориентированной системы образования, обогащенной развивающей среды и условий для разнообразной детской деятельности. Кроме того, учреждение данного вида должно в своем районе организовывать работу с детьми, не посещающими дошкольное учреждение, основываясь на принципах личностно-ориентированной педагогики.
Считаем, обеспечение обогащенного развития воспитанников через реализацию личностного ориентированного подхода во всех направлениях деятельности учреждения составляет главную специфику дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад".
Дошкольное образовательное учреждение № 47 функционирует с 1973 года.
Проектная мощность - 6 групп на 140 мест.
В настоящее время в ДОУ функционирует 5 групп, общее количество детей 95 человек. ДОУ расположено в большом микрорайоне " Черемушки".
Педагогический коллектив составляет 14 человек, 9 человек имеют высшее педагогическое образование, 5 среднее-специальное.
По уровню квалификации педагогический коллектив разделяется следующим образом:
- высшая квалификационная категория - 3 человека (22%);
- первая квалификационная категория - 9 человек (64%);
- вторая квалификационная категория - 2 человека, (14%).
Педагогический коллектив всегда стремился работать, используя современные достижения педагогической науки, внедрял нестандартные и актуальные технологии образования.
Детский сад давно превратился в творческую лабораторию по разнообразным направлениям. В течение 10 лет с 1980 года по 1990 год работал с лабораторией развития речи Ф.А.Сохина под научным руководством кандидата педагогических наук Г.А.Тумаковой (НИИ дошкольного воспитания АПН г.Москва).
На базе ДОУ проводилась научно-экспериментальная работа в области развития речи детей дошкольного возраста. Апробировались занятия по звучащему слову, различные речевые игры и упражнения, материал по ознакомлению с окружающим миром. За проведенную работу педагогический коллектив награжден грамотой АПН г.Москва "За успешное внедрение результатов научных исследований в практику работы с дошкольниками"
На протяжении ряда лет дошкольное учреждение являлось базовым по Владимирской области. На базе детского сада проводилась курсовая подготовка педагогов области, города и района. С 1993 года по 1998 год на основании приказа отдела образования администрации г.Коврова и в соответствии с утвержденной программой на базе ДОУ проводится экспериментально-внедренческая работа по теме "Адаптация философско-педагогической системы Марии Монтессори в детском саду российского города". В процессе исследовательской деятельности педагогический коллектив познавал на практике новые педагогические и психологические методы и технологии.
По результатам исследовательской работы:
-разработана "Экспериментальная программа для дошкольного учреждения с элементами Монтессори-педагогики;
-разработаны методики обучения детей письму, счету, чтению с использованием элементов Монтессори-педагогики;
- проведено обучение педагогического коллектива методам работы с Монтессори-материалом;
- подготовлена развивающая среда с использованием отечественных и народных элементов для работы с детьми, отвечающая требованиям Монтессори-обучению.
В 1999 года дошкольному учреждению присвоен статус "Центр развития ребенка".
В настоящее время ДОУ сотрудничает с Монтессори-центром г. Москвы, с Ровенским педагогическим институтом (Украина).
За годы работы наш сад стал островком тепла, любви, заботы и внимания к проблемам детства, При определении режима и перечня услуг мы исходили из потребностей родителей и собственного понимания целей подобного центра. Все родители мечтают иметь всесторонне развитых умных детей, умеющих к семи годам читать, писать, рисовать, общаться на иностранном языке в пределах возрастных возможностей, и при этом быть физически и духовно здоровыми.
Как практически реализовать эти задачи?
Главное наш центр видит в том, чтобы изменить традиционный взгляд на воспитание детей, так как "напичкивание" ребенка готовой суммой знаний, не всегда служащей его развитию. Давно установлено, что гораздо важнее научить ребенка самостоятельно добывать знания и применять их в своей жизни. Анализируя опыт нетрадиционной педагогики, мы пришли к выводу, что умелое применение реформаторских идей поможет нам в решении таких важных задач, как:
- развитие способностей, заложенных в каждом ребенке;
- формирование свободной и самостоятельной личности;
- подготовка детей к современной школе;
- воспитание духовности и нравственности;
- оказание психолого-педагогической помощи детям и их родителям.
В основу решения поставленных центром задач положено комплексное использование передового отечественного и зарубежного опыта, прежде всего, из педагогического наследия Марии Монтессори. Особое место в этом комплексе занимает работа с родителями. Родители могут получить квалифицированную помощь специалистов в решении проблем, связанных с воспитанием и развитием детей. Их вниманию предлагается широкий спектр консультаций:
-как воспитать послушного и умного ребенка;
-преодолеть упрямство;
-избавиться от агрессивности, тревожности, робкости и т.д.
В группах Марии Монтессори детей всегда ждет учитель-воспитатель, который свое взаимодействие с каждым ребенком строит по принципу "Помоги мне это сделать самому".
Назначение учителя-воспитателя в нашем центре мы видим в том, чтобы вести ребенка вперед, учитывая зону ближайшего развития, а затем давать возможность действовать самостоятельно.